
Презентация профессии
Официант – лицо любого ресторана, кафе или бара. В его задачи входит общение с гостем, прием заказа, сервировка стола. Хороший официант – настоящий волшебник: с одной стороны, он должен мгновенно угадывать и исполнять желания клиента, с другой – быть максимально незаметным. Именно от качества работы официанта во многом зависит впечатление гостя от заведения. Даже очень хорошая кухня отходит на второй план, если блюдо приносят холодным, а счет приходится ждать более часа. Существует мнение, что официант – тупиковая позиция в плане карьеры. Исполнительные и инициативные сотрудники вполне могут рассчитывать на продвижение по служебной лестнице. Официант со временем может стать метрдотелем, менеджером зала или управляющим ресторана.
Тип и класс профессии
Профессия относится к типу «челевек-человек», она ориентаирована на общение и взаимодействие с людьми. Для успешного выполнения такой работытребуется налаживать и поддерживать контакты, понимать людей, проявлять активность и доброжклательность.
Дополнительный тип «человек-знаковая система», т.к. в этой работе необходимы умение быть внимательным, умение оперировать числами.
Профессия официанта относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам.
Содержание профессии
Официант готовит зал ресторана к приему посетителей - отбирает посуду, приборы, сервирует стол, встречает посетителей, предлагает меню, выполняет заказ, контролирует правильность исполнения заказа и внешний вид блюд.
Официант должен знать этикет, технику обслуживания клиентов; правила сервировки стола, иметь знания в области товароведения, кулинарии, психологии.
Официант следит за изменениями по ассортименту в течение рабочей смены, поддерживает чистоту и порядок на столах, своевременно убирает грязную посуду и пересервировывает столы. Официант обязательно сообщает администратору все пожелания и замечания гостей.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной работы необходимы физическая выносливость, хорошая координация движений (на уровне всего тела), развитая зрительная память, способность к распределению внимания и математические способности.
Условия труда
Во время работы официант большую часть времени проводит мобильно, на ногах (порой проходя за смену до тридцати километров). Обычно он находится в помещении столовой, кафе, ресторана. Вместе с тем, в последнее время на улицах городов в теплое время года появляется все больше сезонных открытых кафе. Официант занимается конкретными объектами и их практическим использованием. Его работа требует ручных умений, ловкости. Он выполняет ясные, четко сформулированные цели, решает стандартные, типичные задачи.
К особым условиям труда официанта следует отнести материальную ответственность за посуду и выручку; чаевые как часть дохода официанта (порой более существенную, чем заработная плата).
Медицинские противопоказания
Работа не рекомендуется людям с заболеваниями: органов дыхания (бронхиальная астма, хронический бронхит и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); органов пищеварения (язвенная болезнь, сахарный диабет и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, деформации позвоночника и др.); нервной системы (неврозы, навязчивые состояния и др.); органов зрения (миопия высокой степени); органов слуха (вызывающие стойкое понижение остроты слуха); кожи с локализацией на кистях рук (дермиты и др.).
Пути получения профессии
ГБОУ СПО «Колледж туризма Санкт-Петербурга»
Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 154-а
Тел. 252-44-47
Чтобы устроиться официантом, достаточно закончить профессиональные курсы, иногда можно трудоустроиться без обучения (с обучением на рабочем месте).
Родственные профессии
бармен, дегустатор, сомелье, продавец-консультант, кассир