
Презентация профессии
Потребность в маркетологах появилась в середине прошлого столетия. В определённый момент компаниям стало тесно в рамках ограниченной территории, где уже все, кому это было нужно, стали клиентами. Одно дело, когда всех потребителей знаешь лично, общаешься с ними, знаешь их потребности, другое дело - выход на общенациональный уровень, продажи в другие регионы и страны. В каждом регионе у населения разная покупательская способность и разные потребности. Для этого руководителям компаний и понадобились маркетологи, которые могли бы собирать и анализировать сложившуюся экономическую ситуацию в регионах, и создавать варианты влияния на нее. Другой причиной возникновения профессии маркетолога стало многообразие товаров и услуг, появившихся на рынке. Производителям стало все труднее обосновывать ценность именно своего товара, и с ростом конкуренции стал расти престиж профессии маркетолога. Ведь именно от их работы стало зависеть, насколько правильно и грамотно той или иной товар будет донесен до конечного потребителя.
Маркетолог (в переводе с английского – исследователь рынка) - специалист, который большую часть рабочего времени посвящает анализу и рекламе. Он анализирует спрос на производимый товар или услугу, изучает рынки сбыта, маркетинговые ходы конкурентов, покупательную способность людей в данный период времени и, согласно полученной информации, разрабатывает маркетинговую и рекламную концепцию. Каждая компания имеет свой рынок сбыта и определённый круг потребителей, который необходимо расширить. Увеличение продаж и спроса на товар является результатом кропотливой работы маркетолога.
Потребители обычно теряются в магазине, когда перед ними витрина с большим количеством одинакового товара от разных производителей. Процесс покупки не будет таким затруднительным, если человек что-то слышал о бренде, видел рекламу, имеет отзывы знакомых о качестве. В этом случае руки сами «тянутся» купить товар, а именно это и нужно производителю. Ассортимент продукции и ценообразование (в некоторых случаях) тоже продумывает представитель этой профессии.
Требования к маркетологу серьёзные: высшее образование, аналитический склад ума, умение прогнозировать поведение покупателей, определять целевую аудиторию и их приоритеты при покупке. Маркетолог, бесспорно, креативщик, который должен выдавать интересные идеи и решения. Стандартные методы рекламы уже приелись и вызывают у человека негативные эмоции, ощущение, что ему стараются что-то навязать. Поэтому маркетологи должны уметь преподнести рекламу незаметно, а это уже целое искусство.
Тип и класс профессии
Профессия маркетолога относится к типу «Человек – Знак», она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, таблицами, расчетами. В ней требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.
Также эта профессия относится к типу «Человек - Человек», так как связана с общением и взаимодействием с людьми. В ней требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность.
Профессия маркетолога относится к классу «эвристических (творческих)», она предполагает работу, которая связана с анализом, исследованиями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Содержание профессии
Маркетолог является специалистом, который занимается продвижением товаров и услуг, анализом потребностей покупательской аудитории и рекламой. Он анализирует спрос на продукцию и вырабатывает рекомендации для его увеличения. Кроме того, маркетолог исследует различные группы потребителей, внимательно анализирует действия конкурентов, чтобы вовремя скорректировать политику продвижения товаров своего предприятия.
Маркетинг есть наука и искусство обмена, управления обменом. Предприятие производит товары, потом обменивает их на другие товары или деньги. В своем развитии общество выработало лучшую форму обмена - рынок. Маркетинг указывает, как управлять рынком, посредством изучения трех его элементов – предложения, цены и спроса. Для специалиста по маркетингу рынок не является чем-то абстрактным, он представляет собой совокупность отдельных групп потребителей со сходными доходами, предпочтениями, желаниями, потребностями и предсказуемым поведением на рынке.
Специалист - маркетолог на крупном предприятии выполняет достаточно широкий круг обязанностей. Они могут включать в себя отслеживание цен на продаваемую продукцию, анализ ее конкурентоспособности, сбор информации о текущем состоянии рынка. Сюда же относится поиск и анализ данных о производителях продукции, поставщиках, потенциальных конкурентах, В задачу маркетолога входит исследование рынков сбыта определенного вида продукции, примерное определение емкости этого рынка, анализ покупательной способности различных регионов и групп населения, определение приоритетных направлений работы на рынке.
Маркетолог также может заниматься ценообразованием, определением целевых сегментов и позиционированием продукта. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга способен вести анализ инвестиционных проектов, разработку бизнес-планов. Нужно отметить, что на уровне руководящего звена, должности начальника отдела маркетинга и начальника отдела рекламы часто совмещаются. Реклама дает эффект только тогда, когда она ориентирована именно на ту группу населения, которая является потребителем продаваемого товара. Исходя из этого, целесообразно, чтобы руководство и планирование рекламной деятельности, а также анализ результатов были сосредоточены в одних руках.
Перечень обязанностей маркетолога:
- анализ рынка, изучение сходных продуктов, торговых марок, конкурентов;
- подготовка проектов по продвижению и реализации продукции;
- проведение опросов по продвигаемому продукту;
- проведение рекламных акций и презентаций продвигаемой продукции;
- формирование определенного имиджа продукта на рынке, и т.п.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешного освоения профессии маркетолога необходимы базовые знания по математике, статистике, экономике.
Квалифицированный маркетолог должен знать:
- методики анализа рынка; основы экономики, коммерции, рекламы;
- методики проведения исследований, маркетинговых компаний;
- основы продвижения товара, ценообразования;
- психологию потребителя, и т.п.
Квалифицированный маркетолог должен уметь:
- анализировать значительные объемы данных и быстро реагировать на ситуацию;
- проводить опросы населения, прогнозировать общественное мнение;
- работать с рекламными материалами; статистическими таблицами, графиками, и т.п.
Для успешной деятельности в качестве маркетолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- склонность к работе с информацией,
- развитые логические способности,
- способность к концентрации внимания,
- развитые лексические способности,
- развитые математические способности,
- склонность к работе в сфере общения,
- активность и физическая подвижность
Условия труда
Маркетолог может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть офисы компаний и организаций. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера. Как правило, это спокойная деятельность, хотя работа маркетолога может быть и достаточно подвижной, насыщенной командировками, разъездами или деловыми встречами.
Маркетолог вполне самостоятелен в своей деятельности. Он может принимать собственные решения в рамках поставленных задач, ограничен правилами и нормами своей профессии.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для маркетолога:
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- нервной системы;
- сердечнососудистой системы;
- органов зрения, речи;
- психические расстройства;
- вирусоносительство (например, туберкулез)
При наличии этих заболеваний работа по профессии маркетолога может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.
Пути получения профессии
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»
СПб, Университетская наб. 7-9
Тел. (812) 328-20-00
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский экономический университет»
СПб, ул. Садовая, д.21
Тел. 310-55-55
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения»
СПб, ул. Б.Морская, д.67
тел.571-15-22
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
СПб, ул. Политехническая, д.29
Тел. (812) 552-60-80,
(812) 552-77-28
ФГБОУ ВРО «Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения»
СПб, Московский пр., д.9
Тел.(812)457-82-42
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственныйьуниверситет технологии и дизайна»
СПб, ул. Б.Морская, д.18
Тел. (812)315-07-47
Родственные профессии
Агент рекламный, менеждер по рекламе, менеджер по продажам